27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Ученики школы №17 провели реквием, посвящённый событиям тех ужасных дней.
Первый ученик 27 января с 2005 года во всем мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Это решение было принято Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Инициатива исходила от государств Израиля, Канады, Австралии, России, Украины, США и других 90 государств. Слово Холокост происходит от древнегреческого слова, имеющего значение «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В настоящее время данное слово имеет значение политики нацистской Германии и её союзников по уничтожению и преследованию 6 млн. евреев в период с 1933-1945 годы. Данный термин впервые использовался писателем Эли Везелем, лауреатом Нобелевской премии. Дата 27 января не случайна, этот день памятен тем, что в 1945 году был освобожден Советской армией лагерь смерти в Польше Освенцим-Биркенау, в котором были уничтожены более 2 млн. человек. Нацисты даже не вели учет жертв, которых уничтожали в газовых камерах. Однако, как было установлено на Нюрнбергском процессе, 90% из них - евреи.
Второй ученик В годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 млн. евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Жертвами нацистского террора стали и представители других народов Европы, в том числе и бывшего Советского союза. Но тотальное уничтожение касалось только еврейского народа. Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю в 20-м веке, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории. Холокост означает гибель значительной части еврейского населения в ходе систематического преследования и уничтожения нацистами в годы Второй мировой войны. Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно.
Первый ученик В ноябре 1918 года закончилась первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12% своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия. В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933 году её лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, безработицей, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы, считал себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже к физическому уничтожению.
Третий ученик Первого сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война. Нацисты захватили Польшу. В их руках оказалось свыше 2-х млн. евреев. 21 сентября 1939 года был издан приказ о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто). В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто в Европе для 500 тыс. евреев. Там царили голод, нищета, болезни, эпидемии. Каждый еврей по приказу нацистов обязан был носить желтую шестиконечную звезду, как унизительное клеймо.
Четвёртый ученик Для полного уничтожения евреев на территории Польши нацисты создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. Это была настоящая индустрия смерти! И даже в лагере смерти люди были мужественны и стойко поддерживали друг друга. Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб в гетто вместе с воспитанниками из детского дома. До последней минуты он вес с детьми уроки. Ему предложили жизнь. Детей – в камеру, ему – свободу. Он отказался. И пошел в камеру вместе с детьми. Так умирают святые.
Пятый ученик Стих «Дети в Освенциме» Мужчины мучали детей Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились-мучали детей.
И это каждый день опять... Кляня, ругаясь без причины... А детям было не понять, Чего от них хотят мужчины.
За что обидные слова, Побои, голод, псов рычанье? И дети думали сперва, Что это за непослушанье.
Они представить не могли Того, что было всем открыто... По древней логике земли, От взрослых дети ждут защиты. Одни всё шли, как смерть, страшны, И дети стали образцовы. Но их всё били. Так же. Снова. И не снимали с них вины.
Они хватались за людей. Они молили. И любили. Но у мужчин «идеи» были, Мужчины мучали детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей. Но жизнь бывает мне постыла, Как только вспомню: это - было! Мужчины мучали детей!
Первый ученик 1941 год, июнь. Гитлер напал на Совецкий Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 млн. евреев. Большинство на западе России, в Белоруссии и в Украине. Символом уничтожения евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева Трагедия началась на 10 день после захвата Киева фашистами. В городе появились объявления «о переселении». Утром 1941 года через город шли тысячи людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников, несли на руках грудных детей. Это шествие смерти продолжалось 3 дня и 3 ночи. Выйти из потока было уже невозможно - немцы проверяли документы. За Львовской улицей –голые холмы, овраги с крутыми склонами-Бабий Яр. Под открытым небом была развёрнута целая канцелярия, стояли письменные столы. От толпы отделяли 30-40 человек и вели «регистрироваться».
Третий ученик Свидетельские показатели Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре: «Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что происходит, но мам е ничего не говорила. Когда мы вышли в ворота, нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться. Один нацист подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группу за группой раздетых людей подводят к яме и расстреливают их. Я своими глазами видела этот ужас».
Второй ученик Из воспоминания немецкого шофера Хефера: «Однажды я получил задание поехать на своем грузовике за город. По дороге мы обогнали евреев, шедших колонной с поклажей в том же направлении. На большой открытой поляне лежала груда одежды, за ней я и ехал. Я этого места я видел, что прибывавших евреев встречали и отправляли к тому месту, где они должны были по очереди складывать свои вещи и даже нижнее бельё. В определённом месте они должны были складывать свои драгоценности. Всё это происходило очень быстро, если кто-нибудь задерживался, его подгоняли палками и пинками. Раздетых евреев направляли в овраг, примерно 150 метров длинной, 30 метров шириной и 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там застреленных евреев. Трупы лежали аккуратными рядами. Расстрел производили всего 2 полицейских. Один из них действовал в одном конце оврага, ругой - в другом. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Я настолько испугался того, что увидел, что не мог долго туда смотреть.
Четвёртый ученик Только в один этот день Бабьем Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тыс. евреев, включая жителей других городов и беженцев.
Над Бабьим Яром памятников нет, Крутой обрыв, Как грубое надгробье. Мне страшно, Мне столько лет сегодня, Как самому еврейскому народу.
Муса Джалиль посвятил свое стихотворение «Варварство» трагедии еврейского народа:
Пятый ученик Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришёл хмельной майор и медными глазами Окинул обречённых… Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землёю, Друг друга с бешенством гоня. Нет, этого я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышла на поля, В последний раз детей поцеловала, В последний раз… Шумел осенний лес.
Первый ученик Накануне Второй Мировой войны еврейское население Житомира составляло 29 503 человека. После захвата города (в июле 1941 года) гитлеровцами, оставшиеся там евреи подверглись принудительной регистрации, затем их согнали в гетто, устроенное в районе реки Каменка, слева от Чудновского моста, где многие из них умерли от голода и болезней. Тех же, кто уцелел, вывезли в лес, вблизи хутора Довжик (в 5-6 километрах от города по Новоград-Волынскому шоссе) и расстреляли. Всего в 1942-1943 годах в этом месте уничтожено, по официальным данным, 9629 человек. В апреле 1995 года здесь был установлен памятный знак. Еврейское население Житомира в годы оккупации было уничтожено практически полностью, в живых осталось только 900 человек.
Третий ученик Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе 6 млн. евреев.
Второй ученик Но даже на оккупированных территориях находились люди, которые, несмотря на смертельную опасность, спасали жизни еврейского населения. По решению еврейского парламента в 1953 году людей, которые были готовы на самопожертвование ради других, стали называть Праведниками народов мира. Присвоение звания Праведник мира выражает собой стремление еврейского народа отдать почесть другим национальностям, которые, рискуя свое жизнью, спасали евреев во время фашистской оккупации. Звание Праведник мира получили 23 788 человек выходцев из 45-ти стран мира. Среди них христиане и мусульмане, верующие и атеисты, мужчины и женщины, люди всех профессий и разного возраста, богатые и бедные. Единственное, что их объединяло – это человечность и мужество, желание в жестоких условиях фашистского террора сохранить лучшие моральные качества человека. Больше всего праведников, которые рисковали собственной жизнью ради спасения других, есть в Польше – 6 266 человек, в Голландии – 5 108 человек, Франции – 3 331 человек и Украине – 2 363 человека.
Третий ученик Почему именно сейчас, когда прошло 67 лет, когда мир и так напряжен и столько новых проблем, мы снова говорим о Холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники. Наш долг и обязанность говорить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.
Первый ученик Давайте почтим память о погибших минутой молчания.
|